Как новые тексты живут в новом театре

Место и роль современной драматургии в театре 2010-х. На материале российских и зарубежных спектаклей
В 2000-е – современная драматургия боролась за место в театре. Опыт российской «новой драмы» показал, что радикальному тексту лучше живется вне стационарного театра, в поле независимых и свободных от форматов. Итог и завоевание «новой драмы» – появление в театре героев, тем, языка сегодняшнего момента, а не вчерашнего. А косвенный итог, оказавшийся заделом на будущее, – приход в театр ярких, неформатных людей, чутких к времени и свободных от обязательств перед «большим театром». Эти люди – новые драматурги – и стали сотрудничать с театром; с режиссерами, актерами, композиторами, художниками и хореографами.

В новом театре, построенном по принципу горизонтальных связей, коллективной соавторской работы и лишенном примата текста, они очень хорошо нашли свое место. Они выговаривают время, театр слушает их. Они учатся у своих товарищей и слышат, куда дрейфует театр сегодня. Меняют место текста в структуре или теле спектакля, а вслед за этим – меняют и сам тип текста. Важен и еще один аспект, хорошо проговоренный Леманом в «Постдраматическом театре», – способ «производства» не отделяется от художественного процесса, его следы можно обнаружить в самом спектакле и в пьесе. И это личное авторское «я» иначе проявляет себя в современном спектакле. Речь о присутствии автора в новом ключе. Все это крайне интересно и разнообразно развивается, примером чему служит европейский и российский опыт последних десяти лет.
Made on
Tilda